Древний поделочный камень. Оникс.

Камень оникс.Оникс — халцедон с разноцветной параллельно-слоистой структурой. Термин употребляется и по отношению к другим ювелирно-поделочным камням схожего строения. В наше время ониксами часто называют любые полосчатые камни — независимо от минерального состава. Подобно тому как в старину любые красные самоцветы называли рубинами, а синие — сапфирами.

Подавляющее большинство используемых в современных украшениях «ониксов» не имеет никакого отношения ни к халцедону, ни к агату, ни вообще к кварцу. Они представляют собой плотный тонкополосчатый кальцит или арагонит карстового происхождения. Во избежание путаницы такие камни правильнее называть мраморным ониксом (что соответствует составу).

Этимология термина «оникс» достоверно не определена. Обычно его происхождение связывают с лат. «onyx» — ноготь. Однако эта версия довольно противоречива. С одной стороны, цвет ногтя имеет мало общего с окраской настоящего оникса (любого), а похож разве что на розоватые разновидности полосчатого кальцита (мраморного оникса), да и то весьма отдаленно.

С другой стороны, в античных источниках обычно упоминаются камни халцедонового (а не кальцитового) состава — именно на них вырезаны прекрасные камеи и инталии, дошедшие до наших времен. И называют такие камни в старинных трактатах не ониксом, а сардониксом или сардом. Ну а предположение, связывающее название камня со слабой прозрачностью (как у ногтя), откровенно говоря, кажется немного «притянутым за уши».

Халцедон на удивление многолик и может иметь самые различные цвета и оттенки: молочно-белый, оливково-зеленый (празем), яблочно-зеленый (хризопраз), серовато-синий (сапфирин), кораллово-красный (сердолик), красновато-бурый (карнеол), красно-зеленый (гелиотроп). К этому же семейству часто относят разноцветный кремень. А невероятно разнообразные агаты вообще с трудом поддаются классификации.

По своему строению ониксы очень близки к агатам — и те, и другие сложены различно окрашенными слоями халцедона.

Халцедоновый оникс... или агат.

Агаты отличаются зонально-концентрическим внутренним строением — состоят из плотно сросшихся сферолитов, а ониксы обычно имеют параллельно-слоистую структуру. При этом отдельные слои отличаются не только окраской; они могут иметь различия в составе, твердости, прозрачности.

Коричнево-белые слоистые халцедоны с античных времен называют сардониксами.

Браслет с ониксами и сардониксами.

Если халцедоновый оникс нередко описывается как разновидность агата, то сардоникс во многих источниках упоминается как полосчатый сердолик. Существует и множество других разновидностей поделочного оникса: с белыми, голубыми и серыми слоями — халцедоновый; с красными и белыми — карнеол-оникс; с черными и белыми — арабский; с голубыми, белыми и темно-коричневыми — оникс-николо, с коричневыми и темно-серыми — алжирский. А есть еще арахисовый, бразильский, голубой, карлюкский, монтанский, пакистанский, тирольский — всего около тридцати наименований.

В наше время считается что термин «оникс» (без всяких дополнительных уточнений) правильнее использовать только для обозначения черно-белых халцедонов.

Украшение с черными ониксами.

Впрочем, именно такие камни чаще всего называли ониксами и в XVIII — XX вв.

Ониксы в виде агрегатов неправильной формы или прожилок достаточно широко распространены во многих магматических горных породах — андезитах, базальтах, мелафирах. Их образование происходит на завершающем этапе гидротермальной активности и связано с воздействием на них насыщенных водных растворов кремнезема. Параллельные разноцветные полоски в тонких прожилках обычно тянутся почти вдоль контакта с породой.

Настоящий (а не мраморный) оникс достаточно редок. В России разновидности поделочного качества известны в Карелии (Питкяранта), а также на Чукотке и в Приморском крае. Крупные россыпные м-ния халцедонов, в том числе и ониксов, расположены в Индии на плато Декан. Значимые месторождения есть в Сербии (Воеводина), на востоке Шотландии (Ангус), в Китае (пров. Сычуань), на острове Шри-Ланка, в США (Айдахо, Колорадо, Юта), Бразилии (шт. Риу-Гранди-ду-Сул), на западе Канады (Британская Колумбия), в Западной Австралии, а также в Йемене и других странах Аравийского полуострова.

Все ониксы с незапамятных времен используются в качестве поделочного камня. В Древнем Вавилоне, Египте, античной Греции из него вырезали цилиндрические, а позднее и круглые печати. Ими скреплялись военные и торговые документы, опечатывались двери домов, сундуки и даже кувшины с маслом или вином.

Оникс считается одним из библейских камней. У древних иудеев в парадное облачение первосвященника входил нагрудный щит — эфуд. Его украшали двенадцатью самоцветами, расположенными в четыре ряда по три в каждом. Их перечисление в Библии является одним из первых письменных упоминаний драгоценных камней. По легенде, в храме Соломона в Иерусалиме не было окон — для его освещения достаточно было световых лучей, проникающих через сделанные из оникса стены.

Трон еврейского царя Соломона (X в. до н. э.) был украшен ониксом (предположительно агатовым). В Торе этот камень упоминается как «шохам», Теофраст и Плиний старший называли его — онихион или оникс-гемма. Позднее латинское слово «gemma» стали употреблять по отношению к любым самоцветам, отсюда и название науки о драгоценных камнях — геммология.

Камея Гонзага. Выполнена на трехслойном ониксе; III в. до н. э.Ониксы и агаты — прекрасный материал для глиптики. Период эллинизма (IV — I вв до н. э.) стал эпохой рассвета этого камнерезного искусства. Высокое мастерство резчиков Средиземноморья дополнялось великолепием драгоценных камней Востока. Именно в те времена появились первые камеи и инталии — барельефы в миниатюре, в которых превосходное владение материалом и точный расчет резчика сочетались с античным видением красоты человеческого тела.

Уникальность камей состоит в том, что они являются произведениями скульптуры и живописи одновременно. Только палитра в них рисуется не масляными или акварельными красками, а разноцветными слоями камня — оникса. И анатомическая точность скульптурного изображения, и его живописная поверхность создаются одним лишь виртуозным мастерством камнереза, который в поисках нужного оттенка последовательно срезает тончайшие слои каменной пластины.

В эпоху Средневековья этот камень по-прежнему оставался одним из самых популярных. В России XVII века на трехслойном ониксе выполнены панагии «Богоматерь-Оранта» и «Спас».

Академик А. Е. Ферсман писал об ониксе:

«Этот камень смело можно назвать камнем истории. На нём древние мастера вырезали не только сцены из мифологии, здесь можно было увидеть портреты реальных лиц: победителей Олимпийских игр, царей и вождей.»

В конце XVIII — начале XIX вв. его часто использовали в траурных подвесках и других подобных украшениях: незабудки и прочие растительные узоры вырезали на ониксовых пластинах или наклеивали половинками жемчужин на основание из того же оникса или черной эмали. Характерным признаком таких памятных изделий были отделения для пряди волос, обычно расположенные в центре подвески.

К середине XIX столетия в моду вернулись камеи, которые были довольно популярны и в эпоху Наполеона, однако теперь они были крупнее, массивнее и рельефнее, а вырезали их обычно из аметиста и оникса, что позволяло создать сильный цветовой контраст. Пальма первенства в резке таких камей традиционно принадлежала итальянским мастерам.

В 1910-х годах в европейскую моду вошло сочетание черного с белым, в результате ювелирные изделия с бриллиантами, ониксом и черной эмалью стали необычайно популярны, разумеется среди тех, кто мог себе их позволить. Они оказались хорошей альтернативой мрачноватым траурным украшениям XVIII — XIX вв — смотрелись элегантно и модно и в то же время сдержанно и неброско; прекрасно подходили как для повседневной носки, так и для периодов строгого траура. К тому же времена викторианской эпохи и второй французской империи миновали и правила этикета становились всё менее строгими. Подобные изделия оставались в моде и в более поздние времена.

Браслет в виде пантеры, принадлежавший графине Виндзорской. Ониксы, бриллианты; Картье; 1952 г.

Следуя новым стилям, знаменитые парижские ювелирные дома в те времена часто использовали необычные контрастные цветовые сочетания, отказываясь от изящества в пользу яркости и эффектности. При этом они редко отказывались от драгоценных камней, но если в первые послевоенные годы большей популярностью пользовались одноцветные изделия, то начиная с середины 20-х годов всё чаще изготавливали украшения, в которых оникс, коралл, нефрит и другие полудрагоценные камни сочетались с бриллиантами, сапфирами, рубинами, изумрудами.

Браслет с рубинами, изумрудами, сапфирами, ониксами, бриллиантами. Картье, около 1930 г.

В моде были и цепочки с подвесками (сотуары) из ониксовых бусин. Ювелирный дом «Бушерон» выпускал эффектные крупные броши круглой или овальной формы, в которых доминировали флористические мотивы — букеты и веточки с бриллиантами на фоне оникса или черной эмали оживлялись кораллами, нефритом или лазуритом. Инкрустированные алмазами прямоугольные ониксовые или хрустальные подвески носили на шелковых лентах или жемчужных нитях.

Позднее из оникса стали вырезать серьги и кольца. Такие изделия были в моде, чему способствовали и вполне демократичные цены, конечно если украшение не покрывалось мелкими бриллиантами или другими драгоценными камнями. Домом «Картье» выпускались подвесные и наручные часы, инкрустированные ониксом.

Браслет и часы; золото, оникс, Картье; около 1970 г.

Резные скульптурные кольца из оникса, кораллов или крокидолита, имеющие форму переплетенных колец или полумесяцев были особенно популярны в 1970-х годах. Черный оникс часто использовала Марина Булгари. В ее изделиях они они удачно оттеняют как сияние бриллиантов, так и цвета других драгоценных камней.

Черный оникс иногда используется в качестве подложки в композитных (составных) камнях, например в дублетах с черным опалом. Многие подобные камни, используемые в современных украшениях, окрашены искусственно.

В древности считалось, что вырезанная из оникса ваза благотворно влияет на домашнюю атмосферу, оберегая семейный очаг от враждебных вторжений. Особо почитали этот камень на Кавказе и во Франкском государстве, где из него изготавливали защитные амулеты.

В странах Древнего Востока из черно-белого оникса вырезали «глаза» для статуй богов. Черный слой такого обработанного кабошоном камня походил на радужную оболочку, а белый — на белок глазного яблока. Отсюда и пошел обычай вставлять ониксы в сбрую лошадей или верблюдов — считалось, что такой талисман оберегает от дурного глаза.

Оникс издавна слывет мужским камнем — талисманом воинов и борцов, способных добиваться намеченных целей. Существует старинное поверье: подарить невесте украшение из оникса — изначально уступить ей главенствующее положение в семье. По мнению астрологов, в первую очередь оникс принесет удачу родившимся под знаками Рака, Девы, Стрельца и Козерога.

Отзывы
  1. Красивейший камень. И такое разнообразие расцветок.

  2. А я хочу подоконники из ониксовых пластин сделать. Дороговато , конечно, но вот на блоге заработаю и тогда вперед!

  3. Замечательный камень и нужный. Столько времени используется.

  4. Очень нравится тема камней. И статья интересная. Спасибо

  5. Надежда:

    Действительно очень красивый камень.

  6. Замечательный камень,так много ему удается .Помощник во всех творческих делах.

  7. Татьяна:

    Красота — то какая! Казалось бы, «мертвый» камень, а сколько полезного может сделать!

  8. Александр Васильевич:

    Замечательный камень, по моему самый распространенный.

  9. Светлана:

    Это мой любимый камень — люблю украшения из него, говорят, он дает силу и оберегает от злых чар. Пыталась проверить — вроде сработало (чертовщина в доме происходила, а как только повели несколько камушков на шумящий ветер — как рукой сняло, всё прошло! )
    Очень интересный камень