Испокон веков драгоценные камни играли важнейшую роль в качестве династических регалий королей, императоров и царей.
Первый торжественный головной убор после лаврового венка еще на заре Римской Империи был введен императором Аврелианом (214 — 275). Диадема состояла из широкого обруча, унизанного двумя жемчужными нитями и между ними одним рядом драгоценных камней. Императора Константина (306 — 337) можно назвать «изобретателем» первой в истории короны, состоящей из золотого обруча с надетой поверх диадемы. Стемма, как дополнение к диадеме из подвесок из жемчуга и драгоценных камней над ушами, была введена в VI в. А в IX в. в Византийской империи. Во время правления македонской династии стемма получила навершие из 2-х дуг, с Х в. к ним добавили крест.
В конце ХI столетия у монархов появился новый головной убор — «камилавка», произошедший от головного убора греческих и сирийских священнослужителей VII в. От него же произошла папская тиара, парадный головной убор римского папы. Поначалу в камилавке тканевый колпак поддерживался двумя дужками из золота, позже сферой; его украшали свисающие или наложенные на него драгоценные камни и жемчуг. На Западе корона стала эмблемой королевской власти со времен правления короля франков Пипина Короткого (751 — 768). «Корона» (в переводе с греческого «венок») отныне стала синонимом верховной власти.
Германскую императорскую корону в начале XI в. украсил крест. По мере того, как церковь приобретала в ритуалах «помазания» и коронации ведущую роль, ее притязания на королевские регалии значительно усилились.

К примеру, во Франции в раннем средневековье аббатство Сен-Дени служило местом хранения королевских «регалий». Аббаты и монахи Вестминстерского аббатства в Англии получили право хранить корону и прочие регалии св. Эдуарда и короновать английских королей в этом аббатстве. Клир Монца стал хранителем короны Ломбардии в Италии. А собор св. Вита в Богемии хранит регалии королей с XIII в. Примеров можно привести много.Атрибуты государственной власти — императорская корона, королевский скипетр, держава, оружие, облачение, парадная одежда, посуда с ложечкой для «помазания» предназначались только для церемонии коронации и в других случаях не использовались. Эти вещи и вкладываются в понятие «сокровища короны».Король Франции Франциск I был первым из монархов, кто создал собрание великолепных драгоценностей, ставших неотъемлемой частью короны. Его идея просуществовала до 1870 г. Поэтому, многие королевские драгоценности нашли место в Лувре.
В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов Большого наряда первого царя из рода Романовых Михаила Федоровича (с 1613 г.) хранятся царский венец, скипетр и держава, изготовленные мастерами Золотого и Алмазного приказа Московского Кремля в 1627 г., украшенные изумрудами, сапфирами, рубинами, жемчугами, с орнаментами из цветной эмали с чеканными барельефами по библейским мотивам.
Российская Большая императорская корона известна всему миру.
Выполнена мастером Позье в 1762 г. для коронации Екатерины II. В короне 4936 бриллиантов, массой 2858 каратов, вес ее 1907 г, высота с крестом – 27,5 см. Украшена алмазами, жемчугом, увенчана крупной красной шпинелью. Российская корона является предметом высшего мастерства ювелирного искусства, поражая изяществом, великолепием и торжественным величием.
Сокровища короны и личные драгоценности монархов не разделялись в странах, где династии правили столетиями (например, Россия, Англия, Бавария, Австрия и др.). А в странах, где связь монархов с государствами не была тесной, сокровища короны и драгоценности правителей были строго разграничены.
Когда я была в Алмазном фонде в Кремле, восторгам не было предела. Казалось, что камни не мёртвые, а живут каждый своей жизнью.
Камни как люди. У каждого свая история. Сколько, за эти же камушки людских головушек оставили.
Мечтаю примерить настоящую корону, с драгоценными камнями, чтобы ощутить красоту Величия!
Столько интересных фактов.
Спасибо.
Друзья, может кого-нибудь мой пост заинтересует. Набрела в «паутине» на увлекательную работу по данной теме:Герман Ломов, работа «Короны двух империй, или блеск и нищета ювелирики». В ней анализируются камни и металлы Австрийской короны, она же личная корона Рудольфа II Габсбурга, и Большой императорской короны Российской империи; проводится исследование, как камни и металлы этих шедевров ювелирного искусства соотносятся с гороскопами их обладателей (Рудольфа II, Петра III и Екатерины II Великой). Подумываю, может и впрямь воспользоваться его геммоастрологической услугой – пусть он и мне мою «идеальную» корону подберёт… Настоятельно рекомендую статью к прочтению, в первую очередь владеющим основами астрологического искусства. Удачи.